Экумена наших надежд

Евгений Ерофеев


  Бог — это любовь. В трамваях, в автобусах мужики с постными лицами и чопорные старушки суют нам в руки брошюрки, с просьбой приобщиться к Единому и Всемогущему. Старушки более назойливы, их любовь перерастает в раздражение, если вы отворачиваетесь от их посягательств. Когда выходишь из автобуса, вдогонку летят угрозы о каре господней. Так что же это такое — божья любовь? Комсомольчанин Владимир Кучеренко назвал сборник своих стихов «Бог есть любовь». А целитель России, Виктор Ковтун в книге «Созидание и человек» растолковал это понятие более подробно: «Для жизнедеятельности и комфортного проживания человеку всегда нужны деньги. Поэтому деньги надо любить, нельзя их мять, выбрасывать или жечь. Деньги необходимо притягивать к себе в соответствии с космическими законами… Человека необходимо оценить в деньгах». Обложку книги Ковтуна украшает портрет Бога-отца, в ниспадающих волнах кудрей, с гусарскими усами и бородой до пупа.
   Итак, Бог — это любовь, даже любовь к деньгам. Отсюда следует, что Бог — это деньги. Круг замыкается, Религиозная доктрина: чем больше денег, тем больше власти над людьми, известна давно. Не нужно даже малую нужду справлять против ветра — гласит народная мудрость. А раз уж ветер подул с обратной стороны, давайте поможем ему поверить в свои силы и справим нужду по ветру. Во всяком случае, брюки наши останутся сухими. А что касается души — тут вопрос сложнее. Не случайно, занозой в сердце сидят рассуждения Иисуса о том, что во имя Его брат предаст на смерть брата, отец сына, а дети… На протяжении двух тысячелетий так оно и было. Религиозная грызня, переходящая в гражданские войны. Сегодня во имя Бога взрывают здания, театры, угоняют в рабство мальчишек, силой заставляют иноверцев подчиниться своему богу. Если это называется любовью, то эта любовь от беса. Эфемерное от религии - «Вера, Надежда, Любовь» изжили себя, и воскрешать их к жизни напрасная затея. Жизнеутверждающее ядро нашей жизни – Ум, Честь и Совесть. Эта троица менее обязательна по отношению к процессу выживания. Первая более близка к творчеству, вторая своим развитием гарантирует возвышение человека над хаосом.
   И не беда, что «экумена» (от греческого ойкумена — территория земного шара, заселенная людьми) все больше становится христианским понятием (слияние религий). Если это случится — мы будем счастливы, вдвойне, если внесем в это свой посильный вклад.
   Кто-то может сказать, что мы слишком высоко поднимаем планку в понятии – человек. Что Ум, Честь и Совесть — это времена дуэлей, самоубийств, чопорных отношений между людьми. Что куда лучше — сборища пьющей пиво молодежи, маты-перематы, тысячи брошенных родителями детей, безвольные отцы, которым наплевать на своих голых чад. Но давайте посмотрим, что дала нам за два тысячелетия любовь Бога, отдавшего на заклание своего сына Христа. Стал ли человек от этого добрее? Разве не было у Всесильного и Всемогущего иного выхода, кроме Храма на крови?
   Человек прежде всего ум. Где есть ум, там есть любовь и мир. Особенно если за умом стоят честь и совесть.
   Если человек воспринимает христианство как символ государственности — флаг ему в руки. Но в этом случае он не должен внушать своим детям: «И неужели ты думаешь, человек, что избежишь суда Божия?» Превратить людей в послушных баранов — это мечта вождей, но мы надеемся утвердить в стране демократию. Так зачем же нам бараны? С баранами далеко не шагнешь. Совращенные символикой дети, отказываются идти в школу, читать книги. Если не верите, поговорите с детьми фанатичных родителей. Тут не пахнет умом и честью и даже надеждой на то, что из этого младенца вырастет гражданин.
   Кто-то скажет: «Ум, Честь и Совесть» — лозунг строителей коммунизма, а все, что связано с социализмом, давно пора выбросить на свалку истории. Как бы не так. Среди номенклатурщиков той поры не было людей, которые бы по своим моральным качествам соответствовали этому лозунгу. Если бы таковые были, у нас не произошло бы того, что произошло. Проповедуемая сегодня некоторыми религиозными философами любовь к деньгам — это и есть главное мерило бездарно рухнувшей системы. Но кто-то же должен приступить к возрождению того, что несли в своих сердцах лучшие представители русского дворянства. Которые жертвовали своим состоянием, чтобы хоть как-то улучшить жизнь народа. А что мы видим сегодня… Куда подевались Ум, Честь и Совесть? Мир наводнен Любовью, но не к ближнему своему, а к Золотому тельцу, против которого в основном и были направлены (высеченные в пещере агонизирующего вулкана) заповеди известного нам из Библии Моисея.
   Мы вам изложили жизненное кредо учредителей издания, но это не значит, что в журнале будут публиковаться только те авторы, которые разделяют наши взгляды. Мы готовы предоставить страницы издания как известным писателям Хабаровского края, так и начинающим авторам. И не только русскоязычным. Российский Дальний Восток ориентирован прежде всего на Тихоокеанский бассейн сотрудничества. И не только в сфере торговли. Нет-нет, и появятся книжонки изданные на двух языках, русском и японском, например, сборник Надежды Титовой «Лотос на ладони» в переводе профессора из Токио Фумихико Ямады. Ждут выхода в свет переводы Юрия Довбина с китайского и английского. Не забывают хабаровские литераторы нанайских поэтов, пишущих на родном языке.
   Тихоокеанский бассейн сотрудничества немыслим без важного и весьма самостоятельного региона — Российского дальнего Востока. Самостоятельность дальневосточников выражается прежде всего в их оторванности от российского «центра». Это накладывает на процессы выживания и управления особые функции по принятию решений. Недостаточное кооперирование хозяйства и геополитики российского Дальнего Востока в общетихоокеанском и азиатском пространстве отрицательно сказывается на эффективности российской политики в странах тихоокеанского бассейна. Любые подвижки в этом направлении нужно всячески поощрять и поддерживать.
   Заслуживают внимания целенаправленные проявления гражданского интеллекта у организаторов бизнеса и лидеров администратирования. Как ни парадоксально, но лишь первые лица субъектов федерации, да изредка главы районов пытаются работать в этом направлении. Мэры городов весьма робко проявляют пока высокую энергетику самостоятельности, в том числе и в массовой приватизации интеллекта. Не потому ли из наших городов (кроме городов Приморского края) наблюдается постоянный отток населения? К началу текущего века мы полностью потеряли базу социальных компенсаций для молодежи, особенной учащейся, а также для инвалидов и пенсионеров. Видимо, только гражданские инициативы способны изменить ситуацию.
   Разговоры о коррупции, олигархии и т.п. несостоятельны, так как власть на Дальнем Востоке никогда не была самоокупаемой, а значит и достаточно самостоятельной. Декларативное отношение Центра к периферии в России было всегда, но раньше Центр не был столь «регионализирован». Другими словами, как только у нас появлялся серьезный лидер, Москва, доведя его до нужных ей кондиций, забирала на самые высокие должности по партийной или хозяйственной линии.
   Тем не менее, интеллектуальная элита быстро определила свое место в регионе и, зачастую, работает в ключе некоммерческих партнерств, на самостоятельном балансе. Появилось много общественно-научных академий, в том числе Дальневосточная Народная академия наук, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, экспертно-аналитические центры стандартизации и экологии. Разработки академий (в основном — новации) стали ходовым товаром для большинства бизнесменов и власть предержащих. Огромный экспертно-аналитический потенциал ученых и практиков-гуманитариев заставил регионалов изменить свое мнение о своей роли в экономике и геополитике России на Дальнем Востоке.
   Именно эти пишущие люди, педагоги и социологи «по жизни» заставили «официоз» принять в школьных и вузовских программах регионоведение, экономическую географию, сетевое и многоуровневое планирование, страховой бизнес, правоведение, как собственные разработки дальневосточников. Закрепление данного наследия в виде интеллектуальной собственности субъектов федерации стало первой необходимостью в кассете мер по совершенствованию управления и повышения жизнеспособности населения.
   Стихийный распад форм кооперирования литераторов, например, довел очень известных поэтов и прозаиков, как говорят «до ручки», оставив их без средств существования. И вряд ли какому-то романисту вы докажете, что ему нужен отряд менеджеров по рекламе и продажам, которые за бесплатно работать не будут. А откуда у бедняги деньги? В этой связи многие таланты откликнулись на наш призыв отбросить писательские амбиции и цензор-эгоистический пафос, обратив внимание на пишущих ученых, предпринимателей, педагогов, людей, которые не мыслят своей жизни без творчества. Такое начинание поможет наладить экспертизу художественных достоинств литературных произведений, творческих разработок, комплементарных, т.е. взаимодополняющих технологий просвещения и науки. Без этого очень сложно определить уровень профессионализма в творчестве, поскольку эта область человеческой деятельности не может быть ориентирована на какой-либо твердый результат.
   Практика показывает, что став во главе какого-то издания, подкрепленного средствами из бюджета, редактор оценивает творчество того или другого писателя с позиций своей собственной увлеченности делом, а чаще всего ориентируясь на людей, разделяющих его взгляды и тем самым приближенных к его кормушке. Поэтому на страницы изданий попадает не лучшее из того, что написано и выстрадано нашими земляками. Тем не менее, существуют этические, эстетические и некоторые другие нормы и критерии, по которым устанавливается ценность той или иной интеллектуальной работы. Особенно как предмета региональной собственности.
   Весьма привлекательна мысль — региональное закрепление прав на интеллектуальную продукцию через Представительство Президента РФ и международные контракты. Большинство информационных новаций, которые подаются как публицистические, художественные или иные творческие разработки, нуждаются в многоуровневой защите и, прежде всего, на местах.
   Нельзя умолчать еще об одной особенности развития регионального интеллекта и технологий безопасности творчества. На Дальнем Востоке слишком мало постоянно проживающего населения. Уровень его концентрации чрезвычайно низок для эффективного управления и организации творчества. Серьезная литература к нам если и попадает, то в весьма и весьма ограниченном количестве. Неподъемные для творческих людей цены на транспорт, включая электрические сети, почту и радио, определяют особый режим геополитики. Кому, как не Представителю Президента на основе гражданской экспертизы отлаживать механизмы поддержки творчества, изобретательства и внедрения новаций на местах.
   Технологии лидерства в информационной сфере Дальнего Востока отработаны и весьма успешно внедряются как организационные проекты по всему миру. Пришло время систематизации этих достижений, охраны новаций и обеспечения безопасности не только интеллектуального продукта, но и его создателя, автора.
   Привлекательность территории Дальнего Востока, его энергетика, имидж населения и большинства городов — это огромный полигон сотрудничества для культур сопряженных стран. Вполне возможно объединение солидарных специалистов и их школ на паритетных условиях для разработки тем планетарного уровня: чистый Амур, экологоэнергетика прибрежных территорий, информациология и лингвистика ареала, культура япономорья, жизнеспособность и безопасность национально-территориальных анклавов. Без создания привлекательных художественных произведений эта процедура невозможна, но невозможно и другое – нет никаких ограничений на творчество в Экумене, на Земле, которая ничья, но все же наша! И никто, кроме нас, не воспоет ее, не сделает привлекательной для населения соседних стран, в том числе и для нашего федерального центра. И не беда, что «экумена» все больше становится христианским понятием. В нем сегодня соединились все лучшие качества народов, особенно творческие линии. И еще раз возвращаюсь к уже сказанному. Ядро нашей жизни – это Ум, Честь и Совесть, а не эфемерное: Вера, Надежда, Любовь. Вторая троица менее обязательна по отношению к прогрессу выживания, но без первой триады нечего и думать о творчестве.
Используются технологии uCoz