ХАБАРОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБОРОНЫ И ПРАВОПОРЯДКА
Под жизнеспособностью объекта следует понимать комплекс условий, обеспечивающих его деятельность без существенных изменений формы и содержания. Одним из важнейших композитов в деятельности является ее безопасность. Различают три вида безопасности:
- собственная - как правило, обеспечивается ресурсами самой структуры объекта, в т.ч. его инфраструктурой (аппаратурой - КИП, кадры, связи);
-внешняя - определяется характером взаимодействия объекта в условиях конку-ренции и выражается в структурных институтах защиты;
-комплексная - охватывает все виды деятельности (функции) по обеспечению приоритетов объекта на рынке производства, сбыта и труда (включает в себя социальный и административный аспекты, а также инфор-мационную безопасность и энергетическую чистоту процессов). Любой материальный комплекс (МК): промышленный, строительный, информационный; сегодня строится не только с учетом прямой выгоды, но и на условиях компенсации (как правило, управленческие, экологические и финансовые технологии возмещения).
За последнее время многие МК под-вергаются агрессии, в т.ч. терроризму. Чувство страха зачастую приводит к политике равно-душия, объективного <ничегонеделания>. На этом фоне рынок технологий компенсации явно отстает от рынка страха. Другими словами, маркетинг жизнеспособности объектов, комплексов, городов проводится без создания опережающих условий безопасности на фоне тотального равнодушия к условиям жизне-способности.
Представляется, что в этом процессе следует разгруппировать позиции маркетинга:
1. Маркетинг энергетики объекта (стратегия)
- контрольно-измерительные приборы (КИП) и публикаторы чрезвычайных ситуаций (ЧС);
-модули оценки ЧС в простых числах (ситуация деления на единиц} и на самоё себя);
-математические модели геометрии, например (монтаж ж/б здания только сверху, изменение формы перекрытия по соображе-ниям надежности и т.п.)
2. Маркетинг организации объекта (тактика)
- сценарии сетевой организации процесса;
- сравнительный анализ экономики;
- дробная функциональная схема и агрегирование матрицы успеха;
-постановка защиты объекта (подбор ордера - порядка композиции - соотношений, технологий, технических средств, в т.ч. шифров);
- имитационные проверки и маркетинговый контроль (монтажный, эксплуатационный) базовых возможностей объекта;
Маркетинг эколого-энергетического состояния объекта (территория под застройку, отдельные здания и строительные комплек-сы) является инструментом экономии реальной энергии, в т.ч. тепловой, элек-трической, газа.
Учет геоаномалий и техногенеза в райо-нах, ранее освоенных застройкой, позволяет избежать потерь в узлах и в зонах негативных подземных потоков.
Технологическая безопасность может быть обеспечена уже на стадии проекти-рования. В этом случае электромагнитные поля естественного происхождения при наложении на них сетевых коммуникаций (трубопроводы, кабели, эстакады и т.п.) можно учитывать в технолого-планиро-вочным схемах, архитектурной композиции и конструктивных решениях частей зданий и сооружений.
Энергетическая чистота объекта опреде-ляется нормативами СанПиН 2.2.4.1191-03 с привязкой элеваторов, лифтовых шахт, электрощитовых, газового и трубопроводного комплексов (тепло- и водоснабжение и канализация) к благоприятных зонам. Снижение потерь (нейтрализация токов Фуко, электротехнической диффузии, эрозии грунтов, конструкций) - реальный резерв в экономии всех ресурсов строительства и энергетики.
В настоящее время довольно широкую практику получают технологии космоэнер-гетики для нейтрализации аномалий и настройки узлов, агрегатов в строительстве и машиностроении для стабильной работы в агрессивных средах. В связи с этим комп-лексная безопасность объекта: территория под застройку, площади под оборудование, агрегаты и машины с избыточным тепло-, газо-электровыбросами, - выходит на вполне аргументированный уровень как норма и правило для обеспечения жизнеспособности объекта.