Искусство отрицающее

Ай Цин

перевод с китайского Юрий Товбин

1.
Для отрицанья искусства
рождено отрицающее искусство

кое-какие недавно рожденные формы искусств
все свои связи с общественной жизнью

теряют сейчас
вплоть до того
что не в силах уже ни решать
ни изучать те вопросы что ставит она подчас

бесцельно искусство бродит в равнинах бесплодных

не разглядеть в нем народа
как и его в народе

рвет оно нити которыми с жизнью связано
право при этом теряя на долгую жизнь

ибо реальность – пусть без искусства – все же реальность
ибо искусству реальность утратив искусством не быть

без содержанья
оно равносильно речи без смысла
есть лишь звучанье
что говорит оно – не понять
ценность утрачена им отныне и присно

искусство – ни что иное как творчества акт
во всем и везде целенаправленность действия

акт бессознательный
разум утративший акт
то же

что ссора пьяниц
брань идиотов
вопль сумасшедшего

2.
всякая форма

со смыслом увязана прочно

искусство без формы – какое же это искусство
ему не по силам реальность воссоздавать
как только всякое тело сочтем шедевром
вывод следует – и художников не бывает

ни в малой мере

реальность оно не копирует
каждый творец разыскивает свое
затем свою реальность
    “воссоздает”
когда бы не этот финальный шаг
искусство забудет о том что зовем “душа”

каждый твердо обязан знать
искусство не фотография – но и она
им способна стать

если не в силах оно превзойти фотографию
школы искусств государству уже ни к чему
курсов фотографов хватит вполне ему

но предположим что высшая точка искусства
ставшая нормой – всего лишь копия мира
то есть самым великим его шедевром
не что-нибудь будет – фото в цвете отныне

так превращеньем в фотографа
ниспроверженьем художника до фотографа
художником мастера фото сделать пытаются

но и фотографа нет
без своего осмысленья и “воссозданья” реальности

3.
искусство должно быть своеобразным
без своеобычности
ценность его опускается до неприличности
однако же и необычности крайне мало
если хватает одной лишь ее
чтоб искусством зваться
драка слепых станет лучшим искусством считаться
а пьяницы и сумасшедшие художниками наипервейшими

если же требовать
одной необычности
оригинальностью
“ошарашивать и победить” –
патологизму мерилом прекрасному быть
расставим рядами биологические разновидности
и нет в галереях с музеями необходимости

4.
неразделимы в искусстве приемы и мастерство
закон один признают – закон выражения
все они личностны – каждый творец говорит свое
своими формами красками воображением
только когда что и чем имеешь сказать
можешь художником стать
если в творчестве нет отражения собственной личности
нет “истинного” творца – а что он без истинности

есть в наши дни и такие искусства формы
чья независимость воспоминанием стала
не более
став частью архитектуры
частью декорума
застыв в мастерстве и на первоначальных приемах
жизнь объяснить они уже не способны
их порожденье зовется “абстракционизм”

5.
абстрактные живопись зодчество или ваяние
мир объективный уводят за рамки внимания
отброшен жизни общественной всякий смысл
абстрактные формы оттенки абстрактные линии
в их композициях переплетениях и сочетаниях
новые такты новых мелодий и ритмов попытка найти –

перевод искусства с пути созидания
к бессознательному внеразумному пути
булыжник любой или каждый камень с озера
что Тайху зовется или еще откуда
может считаться шедевром неподражаемым
абстракционистской скульптуры

корни стремленья к необычайному и диковинам
к удовольствиям новым
без проблеска смысла
к раздражению нервных волокон и окончаний
примитивно-животно-физиологическому
в нервном расстройстве
в перерожденьи искусства в забаву

6.
ненормальностью мира рождена ненормальность искусства
зазнайство непонимания
ажиотаж самонадеянной славы
от попустительства
до разнузданности
за чертою – духовная пустота
разочарованность современною жизнью
такое искусство
отклика не найдет в простых человечьих душах –
рассчитано на понимание узкого круга
оно и кругом этим не понимается

опьяненье абстракцией красок пятен и линий
духовным кризисом наших дней объясняется

в мире сегодняшнем ненависть
страхи царят
их неспособно искусство такое понять
пренебреженье реальностью
боязнь рассматривать жизнь
бег от насущной проблемы в сюрреализм
отсутствие чувств – ни победного клича
ни гнева
ни страстного негодованья
ни минимальной надежды исправить реальность

7.
в чем же причина того
что человеком любим
абстракционизм
может быть это дурман
забвенье от язв и от ран
не овощ он не зерно
не сахар и не вино
и даже с шипучкой не может сравнения выдержать
пусть даже абстракционизм искусству слегка сродни –
коли не опухоль раковая
то уж точно что морфий и никотин

8.
нельзя за росток
что в саду ста цветов
его принимать
но в западном мире он небо и землю
закрыл
это кризис искусства
неизлечимая язва

как безработица
энергетический кризис или инфляция
потрясающие капитализм

вывод один –
отрицанием полного смыслом искусства
порождено отрицающее искусство

нет ничего что было бы легче
чем все отрицать

но и это ждет новое отрицание


Используются технологии uCoz